Низкочастотный аспект Sound Quality
2 июля 2025 0:00
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Aspect GLW-10s4 SQ
Низкочастотный аспект Sound Quality
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Aspect GLW-10s4 SQ
В последнее время на рынке не так много сабов, которые можно смело отнести к категории SQ. В основном встречаются тугие тяжеловесы, которые требуют дуболомных моноблоков, или задохлики с тощими моторами, которые чаще вместо баса выдают набор гудежа в разной тональности. А бас, меж тем, может быть разборчивым, красивым и артикулированным. И для этого нужен сабвуфер, построенный по соответствующей концепции.Скажу откровенно, я знал о подготовке этой модели к производству и ждал её с нетерпением. При очень умеренной цене этот саб обещал стать хорошим вариантом в том числе и в соревновательные системы. Причём, несмотря на доступность, не только начального уровня.
Точнее, речь даже не про один саб, а про целую линейку Graphite SQ. К слову, относительно недавно удалось изучить «соседнюю» серию Graphite FLAT – тоже очень интересные модели, но чуть для других задач.
В этот раз на детальный тест удалось взять только 10-дюймовую модель, но концепция построения схожа для всех калибров. На момент теста в линейке SQ предлагаются три модели:
- Aspect GLW-8s4 SQ – 11400 рублей
- Aspect GLW-10s4 SQ – 15400 рублей
- Aspect GLW-12s4 SQ – 16400 рублей
Первое знакомство, конструктивные особенности
Производитель не делает секрета из того факта, что за отправную точку для этих сабов были взяты неплохо зарекомендовавшие себя модели ESX серии SX. Это не слепое копирование, в конструкцию были внесены кое-какие корректировки (буду отмечать их по ходу дела), но некоторые черты узнать можно. Начиная, к примеру, с тех же литых алюминиевых корзин, разве что здесь они в чёрном цвете.Диффузор – из непрессованной целлюлозы. Забегая вперёд, подвижка у саба относительно лёгкая – параметр Mms в районе каких-то 100 грамм, что по нынешним меркам сильно ниже среднестатистического для 10-дюймового калибра. Верхний подвес – мягкий, из бутилкаучуковой резины.
Моторы построены на сдвоенных ферритовых кольцах 134 мм общей высотой 40 мм. Вентиляция и декомпрессия подколпачкового пространства – через привычный набор отверстий под центрирующей шайбой и осевой канал.
Калибр звуковой катушки – 2 дюйма, и уж раз взялся сравнивать с теми же ESX SX, то у Aspect она намотана не медным, а CCA проводом, что позволило ещё на несколько грамм снизить массу подвижки.
Интересна внутренняя геометрия мотора. Толщина верхней шайбы магнитопровода здесь определяет высоту магнитного зазора, т. е., по факту, реально работающую часть намотки звуковой катушки. Тут она увеличена по сравнению с большинством сабов в этой ценовой категории и составляет 9 мм.
Общая же длина намотки катушки, судя по описанию, – 25 мм, т. е. в зазоре находится больше трети – очень хороший показатель для сабвуфера, обещающий достойную контролируемость усилителем.
Измерение параметров и характеристик
Вот тут есть что прокомментировать, приведу сначала циферки, потом пройдусь по тому, что они означают. Пока что отмечу на редкость точное совпадение измеренных параметров с заявкой – это очень хороший показатель культуры производства.Заявленные/фактические параметры Aspect GLW-10s4 SQ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 27 Гц / 27 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 50 л / 48 л
- Qms (механическая добротность) – 3,81 / 4,52
- Qes (электрическая добротность) – 0,33 / 0,31
- Qts (полная добротность) – 0,30 / 0,30
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 105 г / 106 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,2 / 14,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 / 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,2 дБ / 86,9 дБ
Учитывая, что этот мотор «двигает» не самую тяжёлую, а значит, и малоинертную подвижную систему (Mms едва переваливает за 100 грамм), с контролем тут как раз всё должно быть хорошо.
С другой стороны, уменьшение веса подвижной системы конкретно здесь не привело к повышению резонансной частоты – за счёт мягкого подвеса (достаточно большой Vas для 10-дюймового калибра) она не просто осталась в разумных пределах, а получилась очень низкой – ниже 30 Гц. Навскидку, среди прочего, это может оказаться достоинством при установке динамика в компактный корпус – сабвуфер останется сабвуфером, а не превратится в гудящую колотушку. Но оформление ещё посчитаю чуть дальше.
Если же оценить сочетание параметров в совокупности, имеем динамик, в котором контроль движения подвижной системы возлагается больше на мотор, а не на её удерживание жёсткой центрирующей шайбой. А такой подход, в свою очередь, позволяет получить более точное следование диффузора звуковому сигналу.
Обратная сторона такой концепции – необходимость точнее подбирать объём корпуса, поскольку упругость воздушного подпора будет играть более значимую роль, нежели у жёстких сабов. Но про оформление – чуть дальше.
А пока оценил работу динамика, сняв фазовую характеристику излучения. Значимых набегов и отставаний практически нет, что говорит, среди прочего, о достаточной жёсткости конусной части диффузора и отсутствия значимых резонансов в подвесах. Немногим выше 1 кГц привычно проявляет себя пластиковый колпак, но не настолько, чтобы привести к «окрашиванию» баса. В общем, по этой части всё выглядит хорошо.
Очень приятно удивила характеристика собственных искажений. В рабочем диапазоне они достаточно низкие, и отметки 3% достигают только на частоте 20 Гц. Это для 10-дюймового калибра не просто хороший, а прямо-таки отличный результат.
Расчёт акустического оформления и проба в деле
Описание предлагает вполне конкретные параметры корпусов – закрытый ящик объёмом всего 10 литров и фазоинвертор 18 литров с портом на 30 Гц. Смотрим, что из этого получается (влияние салона, как всегда, учитываю по характеристике Тома Ньюзена).Несмотря на то, что навскидку в теории динамик больше тяготеет к ФИ оформлению (и расчёты обещают при этом весьма музыкальный результат), вариант ЗЯ получается очень даже привлекательным. Потеря отдачи в салоне не такая уж и большая, зато в плюсах оказывается разборчивость звучания и, конечно же, компактность корпуса.
В деле попробовал вариант ЗЯ. В исходном объёме тестового ящика (немногим больше 20 литров) динамику действительно оказалось слишком просторно, пришлось заполнять его для уменьшения объёма. Интересней всего получилось как раз в районе расчётных 10 литров – бас приобрёл плотность, более выраженную артикуляцию и при этом, что важно, не потерял в глубине. К гудению сабвуфер не склонен, по фактуре бас не «пересушен», но не раздувается и очень собран. Признаюсь, очень понравилось – аккуратное и красивое звучание получается.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Если бы я сейчас выбирал сабвуфер себе в машину, с удовольствием присмотрелся бы к протестированной десяточке. Этот саб не для «лютого валилова», но это очень достойный вариант в SQ системы, причём даже соревновательного уровня. Умеет играть разборчиво и выдавать достаточно плотный и собранный бас без гудежа. «Поддать жару» при желании позволяет, но, разумеется, не в том смысле, как это обычно имеют ввиду эспиэльщики, а в нормальном, музыкальном применении.И при этом, что примечательно, Aspect позволяет получать достойные результаты в корпусах совсем смешных объёмов, а это значит, что годится для стэлсов, ну или когда просто важно сохранить полезный объём багажника. Злючих киловаттных моноблоков не требует, а вот с усилителями, выдающими 400-600 Вт на 4 Ом, получится весьма сбалансированная связка.






Источник carmus.ru
Товары