Тест сабвуферов линейки Graphite FLAT на портале Carmus
10 апреля 2025 0:00
Плоские сабы для компактных корпусов
Тест сабвуферных динамиков Aspect GLW-8d2 FLAT, GLW-10d2 FLAT и GLW-12d2 FLAT
Впервые эти сабы я увидел ещё на этапе образцов, и уже тогда их заприметил. Во-первых, в умеренном ценовом сегменте не так много предложений плоских сабов. Во-вторых, они одни из немногих, которые оправдывают свою конструкцию и могут работать действительно в небольших объёмах. В самом деле, что толку, если при малой глубине саб всё равно требует здоровенного корпуса? В общем, как только модели вышли в серию, было решено изучить их повнимательней.Напомню, Aspect Audio – это наш, отечественный бренд, заявивший о себе в 2024 году. В отличие от некоторых других брендов, основан людьми, которые хорошо ориентируются в том числе и в инженерии, что лично у меня вызывает большое уважение. Да это на самом деле и по продуктам видно, но не буду забегать вперёд.
Всего на изучении – 3 модели калибров 8, 10 и 12 дюймов. В иерархии Aspect они относятся к серии Graphite – это не самая дорогая линейка. Для ориентира, на момент теста цены следующие:
Aspect GLW-8d2 FLAT — 9 900 рублей
Aspect GLW-10d2 FLAT — 13 900 рублей
Aspect GLW-12d2 FLAT — 14 900 рублей
Первое знакомство, конструктивные особенности
Динамики собраны на стальных штампованных корзинах. Корзины удачные: металл толстый, на простукивание вообще не отдают звоном – в этом смысле они получились очень близки к литым. Кстати, литьё заметно сказалось бы на цене, но при таком раскладе практически ничего не изменило бы с инженерной точки зрения, так что по этой части всё выглядит разумно.Монтажные глубины динамиков составляют 11,4 см, 9,8 см и 8,2 см для 12-ти, 10-ти и 8-дюймовой моделей, соответственно.
Как обычно, при проектировании корпуса нужно добавить к этим размерам хотя бы пару сантиметров, чтобы динамик не упёрся мотором в заднюю стенку, и осевой канал и отверстия по диаметру катушки не оказались перекрытыми.
Диффузоры – непрессованная целлюлоза с полимерным покрытием лицевой стороны. В описании отмечено, что в состав пульпы добавлено углеволокно, что при столь малом раскрыве самой конусной части должно хорошо сказаться на жёсткости. Центральные колпаки – пластиковые.
Верхние подвесы – вспененный полиуретан, что поначалу вызвало опасения. Но вообще, по фактуре материал не похож на то, что обычно применяют в дешёвых сабах – здесь он заметно плотнее. Есть надежда, что с надёжностью всё будет хорошо, в конце концов, у того же JL Audio полиуретановые подвесы десятилетиями ходят.
Моторы у всех трёх динамиков разные: на ферритовых кольцах 17 см, 16 см и 13,4 см (для моделей 12, 10 и 8 дюймов, соответственно). Звуковые катушки – 2,5 дюйма для 12- и 10-дюймового сабов, и 1,75 – для 8-дюймового.
Рассмотреть внутреннюю геометрию мотора сложновато, многое скрыто в недрах корзины, поэтому буду ориентироваться по указанным в описании величинам Xmax и общей длины намотки звуковой катушки:
Aspect GLW-12d2 FLAT — 11 мм / 32 мм
Aspect GLW-10d2 FLAT — 11 мм / 32 мм
Aspect GLW-8d2 FLAT — 8 мм / 24 мм
По всему получается, что у всех динамиков в зазоре находится около трети намотки, что должно хорошо сказаться на контролируемости динамика усилителем.
Вообще, по конструкции всё выглядит разумным – динамики не просто лепили из чего попало, лишь бы в формат Slim вписаться (ну ладно, не Slim, а Flat, сути не меняет), а вполне осознанное балансирование на тонкой грани между размерами, достаточным запасом по подводимой мощности (всё же катушки у десятки и двенашки не 2, как это чаще делают, а 2,5 дюйма) и способностями нормально контролироваться усилителем (внутренняя геометрия мотора). Посмотрим, что ещё измерения покажут.
Измерение электромеханических параметров
Первым делом отмечу, что измеренные параметры оказались ну очень близки к заявленным. Совсем чуточку жёстче, но, во-первых, настолько незначительно, что даже на расчёте корпусов не скажется, а во-вторых, если предположить, что динамикам нужна более длительная разминка, они и вовсе попадут «в яблочко».Заявленные/фактические параметры Aspect GLW-12d2 FLAT:
- Fs (собственная резонансная частота) – 34 Гц / 35 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 40 л / 37 л
- Qms (механическая добротность) – 6,50 / 6,16
- Qes (электрическая добротность) – 0,49 / 0,53
- Qts (полная добротность) – 0,45 / 0,48
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 206 г / 209 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 18,7 / 19,1 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,9 Ом / 4,1 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,2 дБ / 86,9 дБ
Заявленные/фактические параметры Aspect GLW-10d2 FLAT:
- Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 40 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 20 л / 18 л
- Qms (механическая добротность) – 6,68 / 5,99
- Qes (электрическая добротность) – 0,51 / 0,55
- Qts (полная добротность) – 0,48 / 0,50
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 151 г / 153 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,8 / 17,1 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,9 Ом / 4,2 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,7 дБ / 85,5 дБ
Заявленные/фактические параметры Aspect GLW-8d2 FLAT:
- Fs (собственная резонансная частота) – 48 Гц / 50 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10 л / 9,1 л
- Qms (механическая добротность) – 7,88 / 7,36
- Qes (электрическая добротность) – 0,72 / 0,74
- Qts (полная добротность) – 0,65 / 0,67
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 83 г / 80 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,95 / 11,2 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,9 Ом / 4,2 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 84,0 дБ / 83,9 дБ
Параметры указывают на то, что динамики явно создавались для работы в компактных корпусах. Шайбы достаточно жёсткие (формально это выражается в невысоких значениях Vas, хотя это и просто при надавливании чувствуется), и чтобы резонанс не взлетел от этого слишком высоко, диффузоры неизбежно пришлось утяжелять (параметр Mms). А это, в свою очередь, повлекло за собой необходимость «усиливать» моторы. Последнее, правда, ограничено необходимостью «упаковать» их в определённые габариты, но соотношение силового фактора BL (с учётом Re) к массе подвижки, которую мотору нужно таскать, вроде бы получилось хорошим. И чувствительность при этом не просела. При таком сочетании остальных параметров, я бы сказал, она даже выше, чем можно было бы ожидать. Короче, очень и очень неплохо.
Анализ работы динамиков
Теперь посмотрим, ломает ли диффузоры, и насколько сильно «звенят» колпачки. Для этого микрофон ставлю в ближнее поле (менее 1,5 см от диффузора), и снимаю амплитудные и фазовые характеристики излучения (одна из методик, описанная в руководстве Audiomatica Clio).Колпачки немного дают о себе знать, но, как видите, до откровенного звона, который может «окрасить» звучание баса, ещё далеко. Так что тут особо цепляться нет необходимости — можно поставить зачёт.
Идём дальше, собственные гармонические искажения динамиков. Приятно удивила 12-дюймовая модель — КГИ переваливает отметку 3% только ниже 25 Гц, где с музыкальной точки зрения это вообще уже не имеет никакого значения.
Да и у остальных калибров всё выглядит прилично: у обоих КГИ переваливает 3% только ниже 35 Гц, ну разве что откровенно лезть в инфрабас 8-дюймовому по понятным причинам трудновато. Но для инфрабаса как бы всё равно другие калибры выбираются.
И да, ещё одно замечание. При измерениях обратил внимание, что даже при значительных ходах диффузора с тыльной стороны динамиков практически отсутствуют механические или аэродинамические призвуки (чем, кстати, порой грешат даже не самые дешёвые сабы). Однако, тоже неплохой показатель.
Расчёт акустического оформления
Поскольку измеренные параметры хорошо совпали с заявкой, нет необходимости проверять предложенные варианты оформления отдельно, а потом ещё моделировать по измеренным. Смотрим сразу, что получается.Как обычно, моделирую с учётом влияния салона по кривой Тома Ньюзена. Указанные объёмы — «чистые», т. е. к ним нужно приплюсовать объёмы, занимаемые самими динамиками, а для вариантов ФИ — ещё и портами.
Aspect GLW-12d2 FLAT — предлагается очень компактный ЗЯ — всего 20 литров, при этом потери отдачи не ожидается. Расчётная Qtc даёт шанс получить с хорошим усилителем нормальный, не гудящий бас.
ФИ, понятное дело, уже не столь компактен (хотя 42 литра для 12 дюймов — не так уж и много). Первый предложенный вариант с портом на 32 Гц понравится тем, кто тащится по флексу и любит поглубже. Второй вариант — 55 литров с портом на 40 Гц — с приоритетом на отдачу.
Полностью соглашусь с рекомендацией ЗЯ, хотя можно немного увеличить объём (но не больше, чем до 24–25 литров), чтобы уменьшить вероятные проблемы с линейностью при увеличении хода. А вот ФИ можно сделать, наоборот, компактней, и настроить порт повыше — в музыкальном плане саб получится более универсальным:
Aspect GLW-10d2 FLAT — описание предлагает ЗЯ всего 12 литров, что тоже выглядит обоснованно — добротность Qtc как раз выходит на значение 0,71.
И снова один из предложенных ФИ (20 литров, порт на 34 Гц) старается направить весь «пар» ниже 40 Гц, а второй — выжать максимум в плане отдачи.
По ЗЯ — никаких вопросов. Что же касается ФИ, можно взять за основу первый вариант и слегка укоротить порт, настроив его выше — максимум отдачи сместится в более информативную частотную область. При этом групповое время задержки не так сильно улетает ввысь (тянущихся басовых «хвостов» поменьше получится).
Aspect GLW-8d2 FLAT — предлагается до безобразия маленький ЗЯ с «чистым» объёмом всего 10 литров. Правда, добротность при этом получается чуть повышенная, но ещё не критично.
Один из вариантов ФИ (24 литра, 43 Гц) пытается изобразить из 8-дюймового малыша более крупный саб, выводя максимум отдачи примерно в район 40–45 Гц. Второй вариант ФИ (35 литров, 35 Гц) – даёт ещё и небольшой выигрыш в отдаче.
Все эти варианты имеют право на жизнь, а вообще, динамик с такими параметрами получается максимально универсальным. По крайней мере, это касается оформления ЗЯ — его можно делать по принципу «сколько наберётся». А то и вовсе Free Air организовать, параметры это позволяют (и дело не только в добротности Qts, но и в жёсткости шайбы, которая не даст динамику разбалтываться). Для 8-дюймового калибра последний вариант может оказаться очень даже востребованным.
Короче. Что выбрать-то?
Если в двух словах, то верить инструкциям – можно, они дают очень толковые описания (не у всех производителей с этим хорошо бывает). Хочешь плотный, упругий и музыкальный бас – делай ЗЯ в рекомендованных объёмах. К тому же получится компактно до неприличия. Хочешь поглубже, но ещё без гудения на одной ноте – делай ФИ по первым предлагаемым вариантам. Хочешь «дать дури» – делай по вторым предлагаемым вариантам. Ну и я, как заметили, тоже немного смоделировал варианты (зелёные графики), можно и их иметь ввиду.Проба в деле и выводы
Перед тем, как делать окончательные выводы, как обычно, попробовал сабы в деле. Правда, только в оформлении ЗЯ, но некоторые моменты заприметить удалось. Пройдусь прямо по пунктам.Во-первых, динамики действительно отлично работают в небольших корпусах. По крайней мере, в ходе экспериментов я несколько раз закидывал тестовые боксы пенопластом, уменьшая объём. Когда места мало, это для любых сабов можно считать плюсом, а для плоских — и вовсе самое уместное свойство.
Во-вторых, что касается подбора усилителя. Тут лучше смотреть на что-нибудь, выдающее от 500 Вт на 4 Ом. Ну, может, для восьмёрки можно чуть поменьше — от 300 Вт или чуть выше. Небольшой запас в любом случае не повредит и хорошо скажется на контроле.
В-третьих, что касается стыка с акустическими системами. Тут всё закономерно — сабы имеют хоть и не экстремально тяжёлые подвижки, но всё же далеко не лёгкие, так что высоко задирать частоту раздела не нужно. В принципе, это логично вообще для любых сабов с близкими концепциями.
В-четвёртых, что касается музыкальных ориентиров. Плоские Aspect Graphite понравятся в первую очередь тем, кто любит басовое «мясо» — его они подают вкусно, не пересушивают. Бас плотный, и если поддать громкости, то он не начинает тянуться гулкой размазнёй, зато уже на средней громкости можно получить тактильные удары в грудную клетку (разумеется, если с оформлением не напортачить).
Ну и пятое — сабы, как оказалось, позволяют неплохо так навалить по громкости. Нет, это не SPL и не SQL/ESQ, но по меркам «гражданских» систем запас неожиданно хороший. По крайней мере, раньше что-то подобное я встречал только у заметно более дорогих моделей «верхнего эшелона».






Источник carmus.ru
Товары